Паспорт программы

Наименование программы

Программа профильной смены естественнонаучной и технической направленности, в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» - «Кампус молодежных инноваций – «Академия будущего».

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное автономное образовательно-оздоровительное учреждение «Пансионат «Радуга», департамент образования г.о.Тольятти, муниципальная.

Адрес организации

445003, г. Тольятти. Лесопарковое шоссе 36

Контактные данные

тел. 8(8482)48-90-67, тел./факс 8(8482)48-98-42,

эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ф.И.О. руководителя организации

Микель Елизавета Борисовна директор МАООУ «Пансионат «Радуга»

ФИО автора с указанием занимаемой должности

Методист - Клокова Юлия Юрьевна

 

Исполнители программы

Педагогический коллектив МАООУ «Пансионат «Радуга»

Сроки реализации программы

26.09.19-19.10.19

30.11.19-23.12.19

Характеристика специфики

контингента

Программа ориентирована на детей и представителей молодежи в возрасте от 12 до 17 лет, в том числе иностранных граждан, проявляющих интерес к знаниям в области экономики,  информационных технологий и предпринимательства.

 

Охват участников за смену и комплектование отрядов

Общая численность участников программы – 150 человек.

Комплектование участников – 6 отрядов

Возраст участников программы

12-17 лет

Направленность

Естественнонаучная, техническая

 

Концепция

программы

Девиз программы - «Создаем будущее сегодня».

Программа объединяет 6 образовательных модулей: «Основы экономических знаний и дискретная математика», «Информационные технологии и IT-предпринимательство»,  «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Управленческие технологии», и способствует созданию проектных решений в сфере «IT-предпринимательства». Обучающиеся познакомятся со сквозными технологиями и их применением, приобретут навыки по применению экономических, технологических, организационно-управленческих знаний, основанных на детерминантах цифровой экономики.

Цель программы

Создание условий, способствующих приобретению участниками знаний и компетенций в области экономики, информационных технологий и предпринимательства, для решений прикладных задач и групповых проектных решений в сфере цифровой экономики, в частности в сфере IT-предпринимательства,  в условиях смены загородного лагеря.

Задачи программы

- Создание образовательной среды на базе детского загородного лагеря, в т.ч. с использованием высокотехнологического оборудования для обеспечения практико-ориентированной  деятельности учащихся.

- Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся в области дискретной математики, информатики, цифровых технологий и предпринимательства для решения проектных задач в сфере IT-предпринимательства.

·         - Установление между участниками образовательного процесса тематических смен партнерских связей с представителями реального сектора экономики, способствующих решению конкретных прикладных задач.

Краткое содержание игровой модели программы

В рамках игровой модели программы участники становятся учащимися «Академии будущего». Академия объединяет несколько факультетов (отрядов). Участники программы получают распределение по факультетам, делятся на проектные группы, создают свои лаборатории и научно-исследовательские центры. Дети в программе – учащиеся Академии. Вожатые являются кураторами факультета. Преподаватели Академии – это педагоги, реализующие образовательные модули. Каждый факультет принимает участие в научно-исследовательской, проектной, учебной, физкультурно-спортивной и досуговой деятельности, получают баллы, участвуют в конференциях и т.п.

Ожидаемые результаты реализации программы

- Повышение у учащихся знаний и компетенций по дисциплинам: «Основы экономических знаний и дискретная математика», «Информационные технологии и IT-предпринимательство»,  «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Управленческие технологии».

- Реализация проектных идеи с использованием методов гибкой оперативной разработки и работы над проектом в режиме

распределенной команды.

- Выявление талантливых школьников в области информационных технологий и предпринимательства  для участия в городских, региональных и федеральных итоговых мероприятиях.

Кадровое обеспечение смены

1.      Руководитель тематических смен - 1

2.      Менеджер тематических смен – 1

3.      Специалист по связям с общественностью и работе со СМИ – 1

4.      Методист по направлениям деятельности

5.      (контент-менеджер)- 1

6.      Системный администратор – 1

7.      Бухгалтер - 1

8.      Юрист -1

9.      Ди-джей – 1

10.  Проект-тренер – 1

11.  Преподаватель - 5

- «Информационные технологии и IT-предпринимательство»» - 1

- «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства»   -1

- «Основы экономики и дискретная математика»-1

- «Бизнес-планирование»-1

- «Управленческие технологии» - 1

12.  Вожатый – имеющие педагогическое образование или прошедшие профессиональное обучение в рамках профессионального стандарта «Вожатый» (обучение на вожатских курсах) и имеющие документ установленного образца, из расчета на 10 детей – 1 вожатый – 20

Социальное партнерство

1.    ДОО «Городской МЭКОМ-клуб» г.Тольятти.

2.    Детский технопарк «Кванториум Тольятти».

3.   МБУ «Гимназия №39»

 

Содержание деятельности программы

 

Данная программа реализуется в рамках мероприятия «Поведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы РФ «Развитие образования».

            Развитие и внедрение цифровых технологий является важнейшим условием повышения конкурентоспособности экономики нашей страны. По словам премьер-министра Д.А. Медведева, активная работа уже ведется: принята дорожная карта по реализации цифровых проектов, прорабатываются совместные подходы к цифровой торговле, готовится план мероприятий по развитию торговых площадок, которые будут использовать интернет-технологии. Цифровые технологии уже прочно вошли в самые различные сферы нашей жизни. Цифровая грамотность сегодня — это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми. Очевидно, что цифровая грамотность — это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.    

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. И воспитание поколения, готового к цифровой экономике – главная задача.

            С этой целью на территории РФ создаются и функционируют школы для детей и представителей молодежи из числа иностранных граждан на базе российских образовательных организаций «Кампус молодежных инноваций».

Кампус является площадкой для обучения и развития творчества детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.

«Актуальность создания данных площадок связана с реализацией стратегических задач, отраженных в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и направлена на создание образовательной среды, где подростки могут получить уникальный опыт компетенции, которые будут востребованы в цифровом глобальном мире.

Кампус молодежных инноваций — это площадка, которая предлагает новые форматы коммуникаций, где молодые люди в пространстве летнего лагеря не просто приобретают необходимые им навыки, но и взаимодействуют с компаниями из реального сектора экономики…» (Методические рекомендации по созданию и функционированию летних школ для детей и представителей молодежи из числа иностранных граждан на базе российских образовательных организаций в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»- далее «Методические рекомендации»)

 

Программа «Кампус молодежных инноваций – Академия будущего» реализуется в условиях санаторно-оздоровительного лагеря в течение 24 дней.  

Каждый день смены охватывает разнообразные виды познавательной, развивающей, творческой и иной деятельности, предусмотренной программой.

 

            В рамках игровой модели программы участники становятся учащимися «Академии будущего». Академия объединяет несколько факультетов (отрядов). Участники программы получают распределение по факультетам, делятся на проектные группы, создают свои лаборатории и научно-исследовательские центры. Дети в программе – учащиеся Академии. Вожатые являются кураторами факультета. Преподаватели Академии – это педагоги, реализующие образовательные модули. Каждый факультет принимает участие в научно-исследовательской, проектной, учебной, физкультурно-спортивной и досуговой деятельности, получают баллы, участвуют в конференциях и т.п.

 

Согласно «Методических рекомендаций» программ тематической смены Кампуса предполагает интеграцию в образовательный и игровой блок смены следующих ключевых элементов:

  • Творчество:

Дизайн-мышление. Культурные компетенции. Самоидентификация. Творческие процессы. Креативная среда. Креативный менеджмент.

  • Технологии:

Глобальные тренды (интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект, нанотехнологии, роботизация и др.) Инженерное образование. Геймификация. IT-технологии.

  • Коммуникации:

Глобализация и межкультурное общение. Социальное партнерство и создание сообществ. Осознанное лидерство. Трансляция ценностей и исторического наследия.

  • Наука и исследования:

Критическое мышление. Креативные исследования. Наука данных. Наука как тренд. Инновации.

  • Экономика:

Цифровая среда. Урбанистика. Устойчивые бизнесмодели. Предпринимательство как образ жизни.

  • Образование:

Образование в контексте устойчивого развития. Диджитализация образования. Геймификация образовательного контента для потребностей молодежи.

 

Эти ключевые элементы отражены в образовательных модулях программы.

 

Образовательный блок 

Поскольку программа реализуется в условиях круглогодичного санаторно-оздоровительного лагеря, то обязательным компонентом смены является школьное обучение, которое осуществляется на основании договора о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности между МАООУ «Пансионат «Радуга» и МБУ «Школа №16», а также реализация образовательных модулей по тематике программы смены:

  • «Информационные технологии и IT- предпринимательство»,
  • «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства»,
  • «Основы экономических знаний и дискретная математика»,
  • «Бизнес-планирование»,
  • «Управленческие технологии»

 

Образовательный процесс строится по принципу «вертушки». Каждый отряд посещает в один день одну вертушку, а в другой – вторую.

 

«Образовательная вертушка №1»

  1. «Информационные технологии и IT-предпринимательство»
  2. «Основы экономических знаний и дискретная математика»
  3. «Экономические игры» (вспомогательный модуль) программы по экономике.

 

«Образовательная вертушка №2»

  1. «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства»
  2. «Бизнес-планирование»
  3. «Управленческие технологии»

 

Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в течение 20 дней смены, начиная с 3-го дня и заканчивая 22-м днем смены.

Согласно «Методических рекомендаций» базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Результатом работы может стать реализация проектной идеи в команде. Проекты должны носить формат законченных научных исследований или инженерных разработок в виде прототипов продукта. Работа с участниками строится в проектном залоге, с погружением и разработкой всех этапов жизненного цикла проекта: от замысла до его практической реализации.

            Всего образовательные программы рассчитаны на объем 10 часов. Каждое занятие имеет продолжительность 60 минут (с 15 минутным перерывом) и, кроме лекционного,  используют следующие организационные форматы и приемы работы:

  1. Эксперимент
  2. Тренинг
  3. Интерактивная лекция
  4. Геймификационные задачи
  5. Практикум
  6. Консалтинг/наставничество
  7. Видео и онлайн-обучение/VR
  8. Кейс-обучение
  9. Творческие мастерские
  10. Социальные эксперименты
  11. Фасилитация
  12. Игра

Учитывая требования к учебному оборудованию и средствам обучения, по ключевым профилям программы используется высокотехнологичное оборудование. Оснащены два компьютерных класса, 3 лектория, зона отдыха. Также имеется актовый зал, выполняющий функцию трансформера для проведения интерактивных лекций, общих сессий, тренингов.

 

Воспитательный/досуговый блок

Форма воспитательной деятельности - это определенный порядок действий, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно - практических). В программе представлены различные формы работы:

Организационные

  • инструктажи
  • торжественное открытие и закрытие смены
  • планерки
  • организационные сборы

Информационные, в т.ч.наглядные

  • Организационные собрания
  • Планы на день
  • Общелагерная план-сетка смены
  • Экран чистоты
  • Доска объявлений

Интеллектуальные-развивающие

  • Интеллектуально-творческая игра «Крестики-нолики в новом формате»
  • Интеллектуально-творческая игра «Интерактивная монополия»
  • Двигательно-интеллектуально-творческая игра на формирование критического отношения к действительности, умения обобщать, принимать групповые решения «План-ураган»
  • Станционная игра с использованием заданий по использованию информационных технологий в экономических процессах.
  • Игра на развитие финансовой грамотности «Бюджет»
  • Квест «Лифт времени»
  • Цикл экономических игр «Инвестор», «Бюрократ», «Стройка», «Побег от кредита»

 

Двигательно-игровые

  • Спортчасы
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Командно-спортивная игра «Академический побег»
  • Станционная игра с двигательно-игровыми, творческими заданиями на взаимодействие, взаимовыручку и сплочение «Большой переполох в маленькой аудитории»
  • Спортивно-командная игра «В погоне за прибылью»

Развлекательные, творческие, воспитательные

  • Конкурсно-развлекательное мероприятие «Большой аукцион»
  • Игра на развитие коммуникативных компетенций «Пойми меня»
  • Музыкальный конкурс на развитие творческих способностей детей и подростков «Золотой микрофон»
  • Конкурс видеоотчетов по смене «Радуготавр» по темам: «Наш путь к успеху», «Цифровая экономика- это просто», «Навигатор в мире цифровых и информационных технологий»
  • Закрытие смены, подведение итогов.
  • Отрядные дела/ Диагностика

Трудовые

  • дежурства
  • уборка комнат

 

Методы и формы работы:

  • Коллективная творческая деятельность (КТД)
  • Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные и др.игры)
  • Мастерские, мастер-классы, обучающие занятия
  • Квесты
  • Вертушки
  • Соревнования / конкурсы
  • Дискуссии, беседы, встречи
  • Показательные выступления