Паспорт программы
Наименование программы |
Программа профильной смены естественнонаучной и технической направленности, в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» - «Кампус молодежных инноваций – «Академия будущего». |
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности |
Муниципальное автономное образовательно-оздоровительное учреждение «Пансионат «Радуга», департамент образования г.о.Тольятти, муниципальная. |
Адрес организации |
445003, г. Тольятти. Лесопарковое шоссе 36 |
Контактные данные |
тел. 8(8482)48-90-67, тел./факс 8(8482)48-98-42, эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Ф.И.О. руководителя организации |
Микель Елизавета Борисовна директор МАООУ «Пансионат «Радуга» |
ФИО автора с указанием занимаемой должности |
Методист - Клокова Юлия Юрьевна
|
Исполнители программы |
Педагогический коллектив МАООУ «Пансионат «Радуга» |
Сроки реализации программы |
26.09.19-19.10.19 30.11.19-23.12.19 |
Характеристика специфики контингента |
Программа ориентирована на детей и представителей молодежи в возрасте от 12 до 17 лет, в том числе иностранных граждан, проявляющих интерес к знаниям в области экономики, информационных технологий и предпринимательства.
|
Охват участников за смену и комплектование отрядов |
Общая численность участников программы – 150 человек. Комплектование участников – 6 отрядов |
Возраст участников программы |
12-17 лет |
Направленность |
Естественнонаучная, техническая
|
Концепция программы |
Девиз программы - «Создаем будущее сегодня». Программа объединяет 6 образовательных модулей: «Основы экономических знаний и дискретная математика», «Информационные технологии и IT-предпринимательство», «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Управленческие технологии», и способствует созданию проектных решений в сфере «IT-предпринимательства». Обучающиеся познакомятся со сквозными технологиями и их применением, приобретут навыки по применению экономических, технологических, организационно-управленческих знаний, основанных на детерминантах цифровой экономики. |
Цель программы |
Создание условий, способствующих приобретению участниками знаний и компетенций в области экономики, информационных технологий и предпринимательства, для решений прикладных задач и групповых проектных решений в сфере цифровой экономики, в частности в сфере IT-предпринимательства, в условиях смены загородного лагеря. |
Задачи программы |
- Создание образовательной среды на базе детского загородного лагеря, в т.ч. с использованием высокотехнологического оборудования для обеспечения практико-ориентированной деятельности учащихся. - Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся в области дискретной математики, информатики, цифровых технологий и предпринимательства для решения проектных задач в сфере IT-предпринимательства. · - Установление между участниками образовательного процесса тематических смен партнерских связей с представителями реального сектора экономики, способствующих решению конкретных прикладных задач. |
Краткое содержание игровой модели программы |
В рамках игровой модели программы участники становятся учащимися «Академии будущего». Академия объединяет несколько факультетов (отрядов). Участники программы получают распределение по факультетам, делятся на проектные группы, создают свои лаборатории и научно-исследовательские центры. Дети в программе – учащиеся Академии. Вожатые являются кураторами факультета. Преподаватели Академии – это педагоги, реализующие образовательные модули. Каждый факультет принимает участие в научно-исследовательской, проектной, учебной, физкультурно-спортивной и досуговой деятельности, получают баллы, участвуют в конференциях и т.п. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- Повышение у учащихся знаний и компетенций по дисциплинам: «Основы экономических знаний и дискретная математика», «Информационные технологии и IT-предпринимательство», «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Управленческие технологии». - Реализация проектных идеи с использованием методов гибкой оперативной разработки и работы над проектом в режиме распределенной команды. - Выявление талантливых школьников в области информационных технологий и предпринимательства для участия в городских, региональных и федеральных итоговых мероприятиях. |
Кадровое обеспечение смены |
1. Руководитель тематических смен - 1 2. Менеджер тематических смен – 1 3. Специалист по связям с общественностью и работе со СМИ – 1 4. Методист по направлениям деятельности 5. (контент-менеджер)- 1 6. Системный администратор – 1 7. Бухгалтер - 1 8. Юрист -1 9. Ди-джей – 1 10. Проект-тренер – 1 11. Преподаватель - 5 - «Информационные технологии и IT-предпринимательство»» - 1 - «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства» -1 - «Основы экономики и дискретная математика»-1 - «Бизнес-планирование»-1 - «Управленческие технологии» - 1 12. Вожатый – имеющие педагогическое образование или прошедшие профессиональное обучение в рамках профессионального стандарта «Вожатый» (обучение на вожатских курсах) и имеющие документ установленного образца, из расчета на 10 детей – 1 вожатый – 20 |
Социальное партнерство |
1. ДОО «Городской МЭКОМ-клуб» г.Тольятти. 2. Детский технопарк «Кванториум Тольятти». 3. МБУ «Гимназия №39» |
Содержание деятельности программы
Данная программа реализуется в рамках мероприятия «Поведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы РФ «Развитие образования».
Развитие и внедрение цифровых технологий является важнейшим условием повышения конкурентоспособности экономики нашей страны. По словам премьер-министра Д.А. Медведева, активная работа уже ведется: принята дорожная карта по реализации цифровых проектов, прорабатываются совместные подходы к цифровой торговле, готовится план мероприятий по развитию торговых площадок, которые будут использовать интернет-технологии. Цифровые технологии уже прочно вошли в самые различные сферы нашей жизни. Цифровая грамотность сегодня — это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми. Очевидно, что цифровая грамотность — это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.
Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. И воспитание поколения, готового к цифровой экономике – главная задача.
С этой целью на территории РФ создаются и функционируют школы для детей и представителей молодежи из числа иностранных граждан на базе российских образовательных организаций «Кампус молодежных инноваций».
Кампус является площадкой для обучения и развития творчества детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.
«Актуальность создания данных площадок связана с реализацией стратегических задач, отраженных в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и направлена на создание образовательной среды, где подростки могут получить уникальный опыт компетенции, которые будут востребованы в цифровом глобальном мире.
Кампус молодежных инноваций — это площадка, которая предлагает новые форматы коммуникаций, где молодые люди в пространстве летнего лагеря не просто приобретают необходимые им навыки, но и взаимодействуют с компаниями из реального сектора экономики…» (Методические рекомендации по созданию и функционированию летних школ для детей и представителей молодежи из числа иностранных граждан на базе российских образовательных организаций в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»- далее «Методические рекомендации»)
Программа «Кампус молодежных инноваций – Академия будущего» реализуется в условиях санаторно-оздоровительного лагеря в течение 24 дней.
Каждый день смены охватывает разнообразные виды познавательной, развивающей, творческой и иной деятельности, предусмотренной программой.
В рамках игровой модели программы участники становятся учащимися «Академии будущего». Академия объединяет несколько факультетов (отрядов). Участники программы получают распределение по факультетам, делятся на проектные группы, создают свои лаборатории и научно-исследовательские центры. Дети в программе – учащиеся Академии. Вожатые являются кураторами факультета. Преподаватели Академии – это педагоги, реализующие образовательные модули. Каждый факультет принимает участие в научно-исследовательской, проектной, учебной, физкультурно-спортивной и досуговой деятельности, получают баллы, участвуют в конференциях и т.п.
Согласно «Методических рекомендаций» программ тематической смены Кампуса предполагает интеграцию в образовательный и игровой блок смены следующих ключевых элементов:
- Творчество:
Дизайн-мышление. Культурные компетенции. Самоидентификация. Творческие процессы. Креативная среда. Креативный менеджмент.
- Технологии:
Глобальные тренды (интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект, нанотехнологии, роботизация и др.) Инженерное образование. Геймификация. IT-технологии.
- Коммуникации:
Глобализация и межкультурное общение. Социальное партнерство и создание сообществ. Осознанное лидерство. Трансляция ценностей и исторического наследия.
- Наука и исследования:
Критическое мышление. Креативные исследования. Наука данных. Наука как тренд. Инновации.
- Экономика:
Цифровая среда. Урбанистика. Устойчивые бизнесмодели. Предпринимательство как образ жизни.
- Образование:
Образование в контексте устойчивого развития. Диджитализация образования. Геймификация образовательного контента для потребностей молодежи.
Эти ключевые элементы отражены в образовательных модулях программы.
Образовательный блок
Поскольку программа реализуется в условиях круглогодичного санаторно-оздоровительного лагеря, то обязательным компонентом смены является школьное обучение, которое осуществляется на основании договора о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности между МАООУ «Пансионат «Радуга» и МБУ «Школа №16», а также реализация образовательных модулей по тематике программы смены:
- «Информационные технологии и IT- предпринимательство»,
- «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства»,
- «Основы экономических знаний и дискретная математика»,
- «Бизнес-планирование»,
- «Управленческие технологии»
Образовательный процесс строится по принципу «вертушки». Каждый отряд посещает в один день одну вертушку, а в другой – вторую.
«Образовательная вертушка №1»
- «Информационные технологии и IT-предпринимательство»
- «Основы экономических знаний и дискретная математика»
- «Экономические игры» (вспомогательный модуль) программы по экономике.
«Образовательная вертушка №2»
- «Проектные решения в сфере IT-предпринимательства»
- «Бизнес-планирование»
- «Управленческие технологии»
Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в течение 20 дней смены, начиная с 3-го дня и заканчивая 22-м днем смены.
Согласно «Методических рекомендаций» базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Результатом работы может стать реализация проектной идеи в команде. Проекты должны носить формат законченных научных исследований или инженерных разработок в виде прототипов продукта. Работа с участниками строится в проектном залоге, с погружением и разработкой всех этапов жизненного цикла проекта: от замысла до его практической реализации.
Всего образовательные программы рассчитаны на объем 10 часов. Каждое занятие имеет продолжительность 60 минут (с 15 минутным перерывом) и, кроме лекционного, используют следующие организационные форматы и приемы работы:
- Эксперимент
- Тренинг
- Интерактивная лекция
- Геймификационные задачи
- Практикум
- Консалтинг/наставничество
- Видео и онлайн-обучение/VR
- Кейс-обучение
- Творческие мастерские
- Социальные эксперименты
- Фасилитация
- Игра
Учитывая требования к учебному оборудованию и средствам обучения, по ключевым профилям программы используется высокотехнологичное оборудование. Оснащены два компьютерных класса, 3 лектория, зона отдыха. Также имеется актовый зал, выполняющий функцию трансформера для проведения интерактивных лекций, общих сессий, тренингов.
Воспитательный/досуговый блок
Форма воспитательной деятельности - это определенный порядок действий, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно - практических). В программе представлены различные формы работы:
Организационные
- инструктажи
- торжественное открытие и закрытие смены
- планерки
- организационные сборы
Информационные, в т.ч.наглядные
- Организационные собрания
- Планы на день
- Общелагерная план-сетка смены
- Экран чистоты
- Доска объявлений
Интеллектуальные-развивающие
- Интеллектуально-творческая игра «Крестики-нолики в новом формате»
- Интеллектуально-творческая игра «Интерактивная монополия»
- Двигательно-интеллектуально-творческая игра на формирование критического отношения к действительности, умения обобщать, принимать групповые решения «План-ураган»
- Станционная игра с использованием заданий по использованию информационных технологий в экономических процессах.
- Игра на развитие финансовой грамотности «Бюджет»
- Квест «Лифт времени»
- Цикл экономических игр «Инвестор», «Бюрократ», «Стройка», «Побег от кредита»
Двигательно-игровые
- Спортчасы
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Командно-спортивная игра «Академический побег»
- Станционная игра с двигательно-игровыми, творческими заданиями на взаимодействие, взаимовыручку и сплочение «Большой переполох в маленькой аудитории»
- Спортивно-командная игра «В погоне за прибылью»
Развлекательные, творческие, воспитательные
- Конкурсно-развлекательное мероприятие «Большой аукцион»
- Игра на развитие коммуникативных компетенций «Пойми меня»
- Музыкальный конкурс на развитие творческих способностей детей и подростков «Золотой микрофон»
- Конкурс видеоотчетов по смене «Радуготавр» по темам: «Наш путь к успеху», «Цифровая экономика- это просто», «Навигатор в мире цифровых и информационных технологий»
- Закрытие смены, подведение итогов.
- Отрядные дела/ Диагностика
Трудовые
- дежурства
- уборка комнат
Методы и формы работы:
- Коллективная творческая деятельность (КТД)
- Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные и др.игры)
- Мастерские, мастер-классы, обучающие занятия
- Квесты
- Вертушки
- Соревнования / конкурсы
- Дискуссии, беседы, встречи
- Показательные выступления